Для Вас работают:
Сертифицированный консультант по грудному вскармливанию и уходу за младенцем

Менеджер Маминого Магазина

Реклама

Ногинская группа поддержки грудного вскармливания

Полезно прочитать

Главная » Статьи » Особенности ухода за младенцем

Прикорм грудничка: формирование правильного пищевого поведения

Когда начинать?
Как это ни удивительно, но еще в 30-40х годах прошлого века оптимальным временем начала прикорма педиатры называли шесть месяцев. Широкое распространение искусственного вскармливания в 50-60х годах повело за собой снижение возраста введения прикорма: матери очень рано выходили на работу, а тогдашние смеси не удовлетворяли потребности ребенка в витаминах.

Со временем, когда состав смесей совершенствовался и поступали все новые результаты исследований о здоровье детей на раннем прикорме, сроки прикорма отодвигались все дальше. От трех недель к полутора месяцам, потом – к трем, к четырем, и наконец – к шести. Проверка временем показала, что довоенные педиатры были правы.

В чем же опасности слишком раннего прикорма? Оказывается, чем раньше он введен, тем больше угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий из-за незрелости детского кишечника. На этом фоне возрастает риск недостаточности питания, ведь незрелый детский организм еще не вырабатывает в достаточном количестве ферменты, помогающие усваивать «взрослую» пищу. Исследования, которые постоянно проводит ВОЗ (последнее из них – в семи странах по всему миру, в 2002 году) подтвердило, что введение прикорма раньше шести месяцев увеличивает риск заболевания пневмонией и повторяющегося отита из-за снижения общей сопротивляемости организма малышей.

Дети, которые кормились только грудью на протяжении первых шести месяцев жизни, начинали раньше ползать и ходить по сравнению с детьми, получавшими прикорм вскоре после исполнения четырех месяцев. По всем этим причинам начало прикорма с шести месяцев - это официальная рекомендация министерств здравоохранения большинства стран мира, в том числе США и России.

При этом реально введение прикорма может начинаться и несколько позже, если созревание малыша задерживается или кроха болен. Бывает, что мама переживает: ребенку уже семь месяцев, а никакого интереса к прикорму он не проявляет, да и признаки готовности к получению прикорма еще не все проявились – неужели кормить насильно? Конечно, этого делать не нужно! ВОЗ в своих рекомендациях указывает, что если мама полноценно питается, то ребенку гарантированно хватает всех питательных веществ и микроэлементов грудного молока примерно до 8 месяцев. Глобальная рекомендация о начале прикорма с 6 месяцев сделана с учетом того, что реально далеко не все матери сегодня питаются нормально, особенно те, кто живет в странах "третьего мира"!

Признаки готовности ко вводу прикорма
Из давних времен пришли к нам два главных признака того, что малыш готов к получению новой пищи: когда у него появляются зубы и он научился сидеть.
Сегодня специалисты предлагают учитывать также следующие признаки:
  • угасание выталкивающего рефлекса – если малышу попадает что-то в ротик, он не стремится тут же вытолкнуть это языком;
  • удвоение веса при рождении (а для недоношенных деток предлагается говорить об утроении);
  • малыш может осознанно отворачиваться от ложки, если предложенный продукт не понравился;
  • ребенок учащает прикладывания к груди либо не наедается обычной порцией смеси;
  • наконец, кроха проявляет пищевой интерес: активно интересуется, что же там едят родители.

    Обращаем внимание родителей на то, что одного-двух признаков из этого списка еще недостаточно для ввода прикорма: должна проявиться большая их часть, а лучше – все. В большинстве случаев это происходит как раз к возрасту около полугода, хотя иногда немного раньше или позже.

Поддержка пищевого интереса
На практике основная проблема прикорма состоит не в том, чтобы накормить малыша какими-то определенными продуктами, а в том, чтобы вообще его накормить. Почему же многие дети отказываются от прикормов? Это происходит, если мама забывает, что прикорм – всего лишь переходный этап на пути малыша от грудного молока или адаптированной смеси ко взрослой еде. И смысл его – в том, чтобы у ребенка старше года было желание и умение есть еду с семейного стола!

Предлагая прикорм, мама должна всегда иметь в виду, что сытый ребенок – это цель сиюминутная, а главная цель – чтобы у крохи был аппетит и интерес к еде. Поэтому ребенка не надо накармливать любой ценой, когда он этого не хочет! Если мама начинает усиленно и серьезно кормить малыша, то у него создается впечатление, что еда - это насильно навязываемый объект, ценность которого невелика, и начинает избегать попыток кормления.

Как же вызвать интерес к еде? Обычно детки в возрасте около 5-6 месяцев начинают проявлять пищевой интерес, то есть требовать то, что едят родители. Вместе с тем малыши довольно подозрительны и консервативны, они обычно предпочитают не совать в рот то, что им совсем незнакомо. Поэтому, для того чтобы пробудить у ребенка желание есть что-то, помимо материнского молока, надо сажать его с собой за стол (вместо отдельных кормлений).
 
Ребенок должен видеть, как члены его семьи обращаются с едой, и что они едят с аппетитом, что есть им нравится. Чаще всего бывает так, что малыш некоторое время просто наблюдает (предлагать ему без его просьбы ничего не надо), а потом - иногда через пару трапез, иногда через несколько дней - обязательно начинает просить дать и ему. Мама с учетом этого просто держит рядом чистую ложечку для малыша и кладет на свою тарелку немного еды, которую планирует дать в качестве прикорма. И когда малыш начинает просить - даже не с первого раза, а когда он проявит яркую инициативу - дает немного предназначенной ребенку еды. Если ребенок просит еще – на первых порах давать не стоит, это может оказаться ненужной нагрузкой на пищеварение. Если ребенок, наоборот, морщится и выплевывает - не нужно настаивать и тем более ругать, это будет способствовать формированию негативного отношения к еде. Просто предложите в другой раз другую пищу, а через некоторое время можно предложить и то же самое.

Есть интересная закономерность, которая говорит о том, что для того, чтобы у ребенка появился аппетит к какой-то еде, ему нужно попробовать ее 8–10 раз, а явное повышение положительного восприятия пищи происходит после 12–15 раз. Поэтому те продукты, от которых ребенок первоначально отказывается, позже нередко принимаются.

Часто распространенное мнение, что груднички позже начинают проявлять интерес к еде с семейного стола, при правильном вводе прикорма оказывается ошибочным. Как показала практика, при грамотном и бережном вводе прикорма малыши на грудном вскармливании быстрее начинают проявлять интерес и активно есть с семейного стола! Исследователи высказали предположение, что это связано с тем, что в отличие от «искусственников», получающих питание промышленного производства с одним и тем же вкусом, груднички уже привыкли к разным оттенкам вкуса и запаха, передаваемым с материнским молоком.

Продукты прикорма

Ценность грудного молока (и даже адаптированной смеси) весь первый год остается значительно выше, чем любого другого продукта, поэтому не торопитесь променять порцию маминого молочка на морковку или яблочко. Если прикорм начинает заменять собой кормления грудным молоком, это приводит к снижению лактации и соответственно к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ. Поэтому разделите процессы прикармливания и кормления грудью. Молоко ребенок продолжает получать по прежнему графику независимо от трапез за столом.
Цель прикорма состоит в том, чтобы обеспечить малышу дополнительное количество энергии. Поэтому продукты для прикорма должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов, и давать их нужно маленькими количествами и часто. Слишком жидкая (10%, как советовали раньше) каша, бульон и тому подобные продукты не могут выступать в качестве прикорма – для малыша это серьезная потеря в качестве пищи!

После полугода первыми ребенку начинает не хватать железа и цинка. Поэтому в качестве первого прикорма ребенку рекомендуются каша или овощи, в которых железо и цинк находятся в достаточно легко усвояемых формах. Если ребенок плохо набирает в весе или у него жидкий стул – лучше начать с каш, если же малыша чаще крепит, то начинать стоит с овощей. Ориентироваться надо в первую очередь на овощи и фрукты сезонного периода и нашей широты, избегая экзотики. Как правило, первые овощи в рационе - кабачок, цветная капуста, морковь.
 
Кому-то удобнее использовать пюре фабричного приготовления, хотя надо быть готовой к тому, что очень долго баночку почти целиком будет съедать мама. Кто-то просто добавляет овощи в рацион всей семьи, в таком случае для приготовления овощей хорошо использовать пароварку: еда готовится быстро, а витамины сохраняются в большем количестве. Готовые овощи можно измельчить блендером.

Каши, с которых начинается прикорм, должны быть гипоаллергенными: это рис, гречка и кукуруза, которые не содержат глютен – растительный белок, часто вызывающий аллергическую реакцию. И всегда нужно помнить, что ни один отдельно взятый продукт не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами. Например, картофель обеспечивает витамином С, но не обеспечивает железом, в то время как хлеб и фасоль обеспечивают железом, но не витамином С.

Второй прикорм, соответственно, овощи или каша, третий – мясной, и уже потом все остальное.

Временной разрыв между первыми прикормами 3-4 недели. Если какой-то продукт не понравился малышу, вызвал нарушения пищеварения или аллергическую реакцию - не используйте его в течение 2-3 недель, потом предложите снова.

Если в семье есть предрасположенность к аллергии, прикорм вводится позже, медленнее и более осторожно, чем в обычных случаях. Полезно вести пищевой дневник, в который заносится информация о количестве и времени съеденного. С его помощью в случае возникновения реакции будет проще выяснить "виновника".
Что же касается питья, то необходимость в нем возникает, когда малыш получает уже значимые порции прикорма. В большинстве случаев это происходит после 8-10 месяцев, а то и позже. Параллельно с введением прикорма мама может предлагать малышу попить компот или водички из чашки, но если кроха отказывается – настаивать не нужно.
Возраст Продукты прикорма Способ приготовления Подача пищи Количество пищи Цель прикорма Особенности пищевого поведения
6-7 месяцев

Овощи (кабачок, цветная капуста, морковь)

Каши (рис, гречка, кукуруза).

Фрукты (зеленые)
Начинать лучше с продуктов, которые присутствуют в рационе матерей.

Овощи на пару или проваренные в небольшом количестве жидкости, размятые вилкой или измельченные блендером. Можно добавить немного растительного масла и соли.

Каши сваренные на воде. Можно добавить грудного молока и размять вилкой или измельчить блендером.

Ребенок на руках мамы, мама предлагает пищу с пальца или ложечки 1-5 микродоз (1 микродоза = то, что помещается у мамы в щепотке между большим и указательным пальцами) 1-2 раза в день. Ограничивать желание ребенка! Попробовать вкус отличной от молока пищи и научиться есть с ложки

Главное – не количество пищи, а количество вкусов. Ребенок собирает «информационную базу» продуктов питания.

Малышу нужно время, чтобы научиться губами снимать пищу с ложки и перемещать ее внутри рта, поэтому часть пищи может вываливаться из ротика – это еще не значит, что ребенку не нравится еда. Отказ может проявляться в поворотах головы, выгибании, плаче. Ни в коем случае не кормите насильно.

7-8 месяцев То же плюс мясо (особенно печень) Пища меньшей степени измельченности, можно смешивать продукты для создания новых оттенков вкуса Ребенок сидит сам, умеет держать ложку, пробует накормить себя сам. Берет маленькие кусочки (мягкие продукты, например, банан). Питье из чашки (держит мама) По-прежнему немного, но из более широкого диапазона продуктов 3-4 раза в день. Ограничивать желание ребенка!  Расширение информационной базы продуктов, обучение самостоятельному кормлению  Важно давать ребенку возможность исследовать пищу и наблюдать за процессом приготовления: это самое простое и эффективное занятие по развитию логического мышления. Пока мама готовит обед, ребенок может получить простые приборы (тарелку и ложку и кусок безопасного продукта) и исследовать их. Процесс исследования происходит не за столом!
8-12 месяцев Еда разнообразная (фрукты и овощи, бобовые и небольшие количества рыбы, кефира, мяса, печени, яйца или сыра).  Измельченная еда плюс ломтики фруктов, несладкое печенье, кусочки сыра или морковки  Основной объем мама с ложки, небольшие кусочки малыш самостоятельно. Питье из чашки самостоятельно.  По аппетиту ребенка 3-4 раза в день Энергетический прикорм: ребенок наедается. Дальнейшее приобретение навыков приема пищи. Кормить ребенка может начать опекун, а мама на это время может начать отлучаться из дома. Продолжаются тренировки с столовыми приборами и пищей.
12 месяцев и более  Пища с общего стола за исключением продуктов из красного списка  

Категория: Особенности ухода за младенцем | Добавил: Mamafashion (24.08.2009)
Просмотров: 5536 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 1
1 anypeLopydiny  
[url

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]